ЛЕКАРСТВО ОТ НЕУДАЧ

Связанное со статьей заболевание:не определено. Определить

Мы уверены, что человек наделен свободой воли, способностью делать правильный выбор, принимать решения, достигать цели. Но эта уверенность исчезает, если мы без конца терпим неудачи, не можем добиться желаемого. Тогда мы обвиняем окружающих, судьбу, родителей, неправильно нас воспитавших, или еще кого-то. А в чем причина наших неудач с точки зрения психолога? На вопросы «Лечебных писем» отвечает врач и психолог, кандидат наук в области трансперсональной психологии С.Г. ВЫБОРНОВА.

— Светлана Гэннадьевна, в прошлой беседе («ЛП» №26, 2012) вы рассказывали о трансформационной игре, помогающей людям в игровой форме решать свои жизненные проблемы. Но что делать, если человека буквально преследуют неудачи?

— Мы с вами говорили, что трансформационная игра может помогать людям в конкретных жизненных ситуациях, потому что она способствует личностному росту и духовному развитию человека, помогает ему измениться.

Но если спросить, из-за чего мы чаще всего терпим неудачи, какие внутренние причины мешают нам добиться своих целей, достичь успеха, то на первое место придется поставить стереотипы, то есть заимствованные от окружающих привычные, стандартные способы мышления и реагирования на любые внешние обстоятельства. Творческий подход ко всем жизненным явлениям встречается гораздо реже.

— А что же плохого в стереотипах? Например, мы с детства знаем, что трогать горячее не надо — можно обжечься, руки обязательно мыть, а если будешь гулять без шапки — заболеешь…

— Когда человек растет, он неизбежно пропитывается стереотипами, и это имеет важный биологический смысл. Во-первых, стереотипы защищают нас: предотвращают опасности, угрожающие нашему физическому телу (например, ожог от горячего) или общественному бытию (не случайно детей учат, как надо вести себя в обществе), вытесняют из сознания травмирующие ситуации. Во-вторых, стереотипы сокращают скорость обработки информации: получив какой-то сигнал, мы заранее знаем, что делать дальше.

Плохо другое — когда стереотипы не служат пользе человека, а доминируют, определяют его сознание и поведение. Вы не видите многих возможностей, лишаете себя новых мыслей и представлений — и все из-за того, что вы воспитывались в таких-то условиях.

Стереотипный подход — это убеждение, что поступать в данной ситуации нужно только так, как меня учили, или «как делают все», или «как положено». Противоположностью ему является творческий подход — как сейчас говорят, креативность.

— К любым проблемам проще подходить привычным путем. Каким же образом можно стимулировать в человеке творчество, креативность?

— Я занималась этим вопросом. Существуют тесты для определения креативности человека. У креативности есть разные направления, в ней можно выделить и даже померить ее составные части.

Есть и упражнения на развитие креативности — они тренируют скорость, вариабельность решений. Как правило, это так называемые открытые задачи, не имеющие определенного, четкого ответа. Тренировка креативности, безусловно, помогает быстрее выбирать решения, находить больше вариантов. Но я в своих исследованиях поняла, что этого недостаточно, и задумалась: а что мешает всем людям быть творческими?

Американский психолог Абрахам Маслоу писал, что развитие креативности может происходить при освобождении от стереотипов, шаблонов, общих мнений, мешающих увидеть истинное положение вещей. Если вы сумеете в какой-то степени осознать свои стереотипы и не попадать под их влияние, то ваша креативность будет возрастать.

— Допустим. Но как узнать, что моя креативность возросла? Тесты без конца проходить, задачки решать?

— У креативного, творческого человека чаще случаются озарения — когда он внезапно понимает что-то новое, такое, чего раньше у него и в мыслях не было. Например, он видел ситуацию в одном ключе, а потом вдруг — раз, и видит ту же ситуацию с совершенно другой стороны, в другом контексте. Это и есть признак, что человек внезапно освободился от стереотипа.

Я давно уже занимаюсь дыхательными психотехниками-исследую, как они влияют на сознание и поведение человека, участвую в дыхательных семинарах, дышу разными техниками. Вот я и решила еще раз внимательно просмотреть отчеты участников дыхательных сессий, в которых выделила фразы типа: «Я вдруг понял…», «Внезапно меня осенило…», «Я осознал…», «Ой, у меня случилось озарение». Или этих слов там нет, но ясно, что человек думал вот так, а потом у него «вдруг» возникло новое видение ситуации, и он об этом пишет. Я сравнила количество таких фраз на один отчет у новичков и у людей, много лет регулярно занимающихся дыхательными практиками, а также в зависимости от техники дыхания.

— Какие бывают техники дыхания?

— У нас в Европейской школе преподают разные техники — ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн, свободное дыхание. Эти техники были созданы во второй половине XX века ради возможности для человека попадать в измененные состояния сознания (отличные от нашего обыденного состояния), чтобы он мог работать со своим подсознанием, быть сам себе психотерапевтом.

Ребефинг означает «рождение заново». Эта техника позволяет еще раз пережить травму рождения и освободиться от связанных с ней негативных программ, оставшихся в подсознании. В процессе холотропного дыхания скрытые программы, сформированные нашим подсознанием, чтобы защитить нас от повторения боли или неприятных эмоций, активизируются, становятся заметными, и мы можем работать с ними. Техники вайвейшн и свободное дыхание, созданные на основе ребефинга, тоже имеют свои особенности.

Занимаясь дыхательными техниками, мы высвобождаем энергию, заключенную в наших скрытых травмирующих воспоминаниях и защитных программах, становимся более активными и независимыми от общественных стереотипов. А образы и ощущения, которые всплывают из подсознания, оказываются полезными для поиска разнообразных решений одной проблемы.

— Неужели с помощью дыхания можно сделать человека творческой личностью?

— Если совмещать дыхательные практики с задачами и упражнениями на креативность, то ее развитие проходит более интенсивно. Мы просто помогаем проявиться своим врожденным творческим способностям.

Но давайте вернемся к отчетам участников дыхательных сессий. Оказалось, что люди с большим опытом дыхательных процессов замечают у себя больше озарений. Я даже берусь на этом основании утверждать, что озарения случаются со всеми! Но чтобы их заметить, не проскочить мимо — ведь стереотипы у нас формируются годами, а озарение мимолетно, — как раз и нужна дыхательная техника. Она учит и ориентирует человека наблюдать за своими внутренними процессами. Мы просим участников сессий как можно подробнее рассказывать, что с ними происходит, и постепенно люди учатся замечать, какие мысли у них возникают, какие чувства, как они это переживают. В результате человек уже не пропускает эти озарения, творческие импульсы, не проходит мимо них.

— К сожалению, в жизни бывают не одни только озарения — в ней происходит множество неприятных вещей. Сколько ни тверди себе, что это просто твои стереотипы, а на самом деле все прекрасно, — все равно не поверишь. Как же быть?

— Создатель техники вайвейшн («бытие…» или «становление более живым») американец Джим Леонард отвечал на это так. Почему вы тяжело дышите, когда у вас случилась какая-то неприятная ситуация? Потому что такие ситуации болезненны, они для нас слишком актуальны, и глубоким частым дыханием мы их вытесняем. Но найдите в данной ситуации положительное, смените контекст, увидьте пользу, и вы поймете, что жизнь прекрасна. Она прекрасна изначально, всегда, независимо от того, что с вами происходит. Постарайтесь в любой ситуации увидеть ее преимущества. В какой-то момент это удастся — и мир вокруг вас сразу изменится!

Кстати, уходить от стереотипа и видеть другую сторону — это тоже тренировка и один из путей к развитию в себе творческого начала. Очень важно наблюдать себя. Я не говорю, что все обязательно должны медитировать. Но просто сесть и часок посидеть, сосредоточившись, скажем, на слушании звуков или на своем спокойном дыхании, при этом стараться освободить голову или, напротив, сконцентрироваться на мыслях, которые приходят, и наблюдать за ними — это очень успокаивает и задает человеку устремление к чему-то более высокому, чем повседневная суета. Вы многое о себе поймете, а также научитесь быть чуткими к тому, что происходит вокруг. И тогда ваша взаимосвязь с окружающими станет гармоничной.

— Не ради ли гармонизации своей жизни люди создают экологические поселения, вроде общины Финдхорн, о которой вы рассказывали в прошлый раз?

— Основная идея экопоселения, как мне кажется, — жить среди единомышленников и в живом общении. Вот мы говорили о стереотипах. Например, очень часто люди создают семью по любви, но лет через 20 продолжают жить вместе просто потому, что когда-то они соединились, и теперь так надо, так принято, так положено. Они забывают о том, что в основе своей семья — это взаимопомощь. Но ради чего? Во-первых, чтобы вырастить детей. А во-вторых, чтобы помогать друг другу: реализо-вывать какие-то проекты, идеи, осуществлять желания. А иначе — зачем это нужно?

Именно ради такого общения, не продиктованного никакими стереотипами, и занятий тем, что нравится, люди живут в экопоселениях. Даже если у вас любимая работа и она уже стала вашей жизнью — все равно проводить на ней каждый день с 10 до 19 часов есть некоторое принуждение. Живя в городе, я очень уставала и много болела. Спина, давление, голова…

Работа мне нравилась, но как врач я не могла регулировать свою нагрузку: сколько давали — столько и делала. Сейчас я тоже много работаю, но сама решаю, когда мне куда пойти, — и перестала болеть. Чувствую энергию, нигде ничего не болит, о простудах забыла. Можно вставать с рассветом, видеть солнце в полнеба…

— Конечно, жить на природе, дышать свежим воздухом, есть чистую пищу хорошо. Однако миллионы горожан не могут туда переехать, да и не захотят, наверное?

— Но все, кто хочет, могут это иметь. Самое важное — понимать, что такая возможность у тебя есть. В экопоселения обычно уезжают люди, которые стремятся к саморазвитию, хотят хоть немного приподняться над уровнем повседневной суеты, связанной с едой, выживанием, комфортом.

Хотят по-новому растить детей, быть свободными от влияния того негатива, который есть сейчас в обществе. Они строят дома, медитируют, сами учат детей — в своих школах. Но никому не навязывают своего. Чем больше людей в этом плане станет совершеннее, тем совершеннее, добрее сделается весь мир.

Беседовал Александр Гэрц

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от лайка (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.

Буду вам очень благодарен! Спасибо!


Напишите свой отзыв:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЗНАЕТЕ, КАК БЫСТРО И ПРОСТО ВЫЗДОРОВЕТЬ? ЖДЕМ ВАШИХ РЕЦЕПТОВ!

Вестник ЗОЖ - http://взож.рф Наш твиттер