Мудрые диеты Индии

Связанное со статьей заболевание:не определено. Определить

лёгкое похудение

Вита, центр снижения веса, метод доктора Семенова, способ избавиться от лишнего веса, похудение, похудеть без жестких диет, снизить вес, ожирение, Москва, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск

Все мы знаем, что пища — это источник белков, жиров и углеводов, витаминов, минеральных веществ и прочих компонентов, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Однако индийские традиции питания, идущие из глубокой древности, мало интересуются калорийностью и химическим составом пищевых продуктов. Что же тогда для них важно? Какие требования к составу и качеству пищи предъявляются в Индии? На вопросы «Лечебных писем» отвечает специалист по восточной натуропатии и диетологии А.М. ЛИСОВСКИЙ.

—    Анатолий Михайлович, чем отличается индийский подход к питанию от западных представлений?

—    Отличия очень серьезные, обратимся ли мы к древнеиндийской медицине — аюрведе, включающей учение о питании, или к индийской философии, для которой характер пищи, как и качества людей, — это лишь частные проявления неких общих свойств нашего мира. Принимая пищу, человек включает продукты внешнего мира (со всеми их физическими и духовными характеристиками) в свое внутреннее существо. Поэтому пища должна питать не только тело, но и ум, и дух. По сути, еда — это выход человека за свои пределы, чтобы восполнить то, чего ему недостает. Одни виды пищи помогут ему стать грозным воином, другие — умиротворенным созерцателем. С помощью пищи можно успокоить гнев, пробудить решимость, ослабить тягу к безделью и лени…

—    Что говорит о правильном питании аюрведа?

—    С точки зрения аюрведы, единой для всех «правильной» диеты быть не может. Диета (упор на одни продукты и ограничение других) зависит от индивидуальных особенностей человека: пола, возраста, наличия хронических заболеваний или предрасположенности к ним и, конечно, конституции. Согласно аюрведе, конституция каждого человека представляет собой комбинацию трех дош (вата, питта и капха) — особых сил или энергий, которые управляют всеми физиологическими и психологическими процессами внутри нашего тела и ума. Когда мы заболеваем, это значит, что произошло отклонение от врожденной конституции. И задача аюрведического питания — вернуть конституцию к той, которая была дана человеку от рождения.

Пища должна быть только естественной, а при выборе продуктов надо включать собственную интуицию — питаться тем, что находится в гармонии с вашей природой. Важно и то, как мы принимаем пищу.

—    Как же ее надо принимать?

   Необходимо во время еды держать мысли чистыми, пребывать в мире и спокойствии, чтобы получить от пищи только благую энергию. Нельзя при этом разговаривать, торопиться, допускать негативные эмоции. Если вы вдруг почувствовали себя неспокойно, взволновались, лучше на какое-то время подождать с едой — все равно она вам на пользу не пойдет. Аюрведа рекомендует за едой вспоминать о приятных мгновениях вашей жизни, представлять, как пища дарует вам здоровье и жизненную силу. Желательно принимать пищу в обществе любящих людей, слушая приятную музыку.

Очень важно есть медленно, тщательно пережевывая пищу, иначе от нее не будет пользы. И еще: пища должна быть приготовлена и подана с любовью. В противном случае она лишь наполнит ваш желудок на время, но ни уму, ни душе ничего хорошего не принесет. Даже обычная пища из рук человека, который плохо к вам относится, может причинить вред вашему здоровью.

—    Давайте поговорим о самой пище. Что здесь важно?

—    В пище важна простота и естественность. Кулинарные изыски, причудливые комбинации плохо сочетаемых продуктов в индийской традиции не поощряются: привлекая человека своей необычностью, они только разрушают его здоровье.

Процесс усвоения пищи начинается с различения вкусов — они готовят наш организм к принятию того или иного вида пищи. Индийская традиция различает шесть вкусов: сладкий, соленый, кислый, острый, вяжущий и горький. Наиболее необычное для нас требование гласит, что в каждый прием пищи надо давать своему телу наслаждаться всеми шестью вкусами, чтобы оно могло откликнуться на пищу в полной мере. Это достигается не только сочетанием продуктов, но и с помощью трав, пряностей и острых приправ.

—    Что подразумевается под естественной пищей?

   По европейской классификации, индусы — лактовегетарианцы, то есть приверженцы молочно-растительного питания. В большинстве своем они отвергают убийство как способ добычи пищи. Вегетарианская кухня в Индии очень разнообразна, а молоко вообще рассматривается как дар богов. Конечно, не то молоко, которое производится на промышленных фермах, а молоко домашних хозяйств, где корову боготворят, где читают мантры… Получается поистине целебный продукт. Молоко, а также приготовленные из него йогурт, панир (домашний сыр), сливочное и топленое масло — все это не только прекрасные продукты питания, но и лекарства. Продукты должны быть как можно более свежими.

К сожалению, у нас почти все молочные продукты, в том числе кисломолочные, делаются из молочного порошка. Это один из самых страшных врагов печени, ЖКТ и организма в целом, потому что при усвоении любых продуктов из порошкового молока в организме накапливаются продукты неполного метаболизма. Они выходят или в виде слизи из дыхательных путей при ОРЗ, или через кишечник. Если вы не можете использовать в питании только натуральное молоко, лучше отказаться от молочных продуктов. А употреблять молоко взрослым людям можно после захода солнца и до рассвета: в остальное время оно плохо усваивается.

У НАС В ГОСТЯХ

 

—    Какие еще продукты аюрведа советует ограничить или отказаться от них совсем?

—    Во всех случаях не рекомендуется есть мясо: в нем слишком много пуриновых оснований, способствующих возникновению атеросклероза, болезней суставов и пр. Использование в пищу рыбы аюрведа тоже не приветствует: рыба накапливает в себе не только отбросы жизнедеятельности человека, но и отбросы эмоциональные.

Ограничьте продукты, которые повышают сахар в крови и приводят к избыточному весу: макароны, картошку, бананы, не говоря уже о сахаре, тортах, пирожных. Серьезной проблемой стали грибковые заболевания всех видов, поэтому не следует есть хлеб (и вообще любые дрожжевые продукты). Гораздо полезнее бездрожжевой ржаной хлеб или, скажем, лепешки, которые вы испечете из смеси пшеничной и ржаной муки, добавив немного отрубей.

—    Можно ли вместо мяса использовать бобовые? И рекомендуется ли сыр?

   В бобовых содержится много полезных, незаменимых веществ. Но наш организм к ним менее привычен, чем у индийцев, поэтому относиться к бобовым надо с осторожностью: чрезмерное употребление их часто становится причиной кишечных расстройств. Употреблять любые бобовые лучше не тогда, когда их надо два часа варить, а когда они только сняты со стеблей: стручковую фасоль, зеленый горошек и т.д.

Вместо привычного для нас сыра в Индии едят домашний сыр панир. Он делается из натурального молока без применения сычужного фермента (продукта очень жесткого, особенно для печени и почек). Его едят свежим, добавляют в супы и овощные блюда, а прессованный панир используют для приготовления сладостей или, нарезав кубиками, жарят. У нас панир можно заменить домашним творогом, адыгейским сыром или некоторыми видами мягких желтых импортных сыров, тоже приготовленных без сычужного фермента.

А йогурт лучше всего готовить самим, из молока и закваски. В Индии его едят без сахара, сочетая с острыми блюдами, добавляют в рис или овощи.

—    Следовать в выборе продуктов интуиции многие не умеют. Что же им делать?

   К любым продуктам (кроме, может быть, свежих огурцов, полезных всем) нужно относиться разумно. Каждый человек должен хорошо себе представлять, какой продукт для него более желателен, а какой — менее. Например, арбуз хорош для почек, но негативно действует на печень, и для компенсации этого воздействия после нескольких ломтей арбуза желательно съедать щепотку имбиря. Не очень хороши для печени также апельсины. А вот горечи, содержащиеся в грейпфруте, на нее прекрасно действуют.

Свежие (не парниковые!) помидоры очень полезны, но для лучшего усвоения есть их нужно отдельно от огурцов. А термически обработанные помидоры вредны для печени.

Чудесный продукт — пряности, но все они действуют по-разному. Например, красный перец повышает уровень эстрогенов, а черный перец понижает. Мак, мускатный орех обладают успокаивающим действием, а имбирь, корица, чили — возбуждают. Тот же черный перец подавляет развитие бактерии хеликобактер пилори, способствующей язвенной болезни, нормализует деятельность ЖКТ, уменьшает метеоризм и т.д. Но если у вас от перца во рту «пожар», то потушить его можно только кисломолочными продуктами. И прежде чем использовать любую пряность, 15-30 секунд спассеруйте ее на топленом или оливковом масле.

—    А почему в Индии считается, что с помощью пищи можно влиять на характер человека?

—    Уже три тысячи лет назад индийские философы во всех проявлениях нашего мира видели три качества, или категории, названные ими гуны: саттва, раджас и тамас.

•    Саттва — гуна благости, покоя, счастья, здоровья и чистоты. Только в саттве человек может жить духовной жизнью, стремиться к идеалу. К обретению такого состояния призывали народ религиозные наставники и священнослужители любых конфессий.

•    Раджас — это страсть, нетерпение, гнев и ярость. Благостный воин в битве бесполезен, счастливого и спокойного царя («раджа» означает «царь») недолго будут терпеть его подданные.

•    Тамас означает невежество, сопротивление, нечистоту и лень. Но кто бы смог, не обладая этими качествами, выполнять тупую, тяжелую, грязную, однообразную работу?

От рождения каждый человек имеет в себе элементы всех трех гун, но тяготеет к какой-то одной из них. Вот откуда, по мнению индийцев, берутся наши пищевые пристрастия.

—    Какие же продукты относятся к каждой гуне и чем все-таки лучше питаться?

—    Саттвичные продукты — это все, приготовленное из молока, а также фрукты, овощи, орехи, зерновые и бобовые культуры. Но если вы добавляете к ним много специй и приправ, то пища приобретает качество раджаса, то есть гуны страсти.

Раджасичная пища-соленая, горькая, кислая, жгучая, слишком острая, грубая, в том числе и все виды мясной пищи. Мясо приносит в организм токсины, возбуждает агрессивность и низменные страсти, причиняет несчастья и страдания.

А несвежие продукты и перезрелые фрукты, консервы и копчености, вяленая вобла и лежалая селедка, давно приготовленная пища, всякие объедки и остатки трапезы — все это тамас. Те, кто питается тамасом, часто и мучительно болеют, страдают леностью тела и ума.

К сожалению, наша пища в основном соответствует раджасу и тамасу. Это одна из важнейших причин жестокости и беспокойства в умах людей, утраты ими физического здоровья. Лучше всего питаться саттвичной пищей — свежеприготовленной, из свежих продуктов, выращенных в естественных условиях. Она способствует здоровью и долголетию, ясности сознания, поддержанию душевного спокойствия и счастья.

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от лайка (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.

Буду вам очень благодарен! Спасибо!


Напишите свой отзыв:

Ваш адрес email не будет опубликован.

А КАКИМИ ТРАВАМИ ЛЕЧИТЕСЬ ВЫ? ПОДЕЛИТЕСЬ СО ВСЕМИ!

Вестник ЗОЖ - http://взож.рф Наш твиттер